Некоторое время назад, после просмотра одного документального видеоролика (совсем на другую тему), мне пришла в голову мысль – а почему мы считаем себя единственными разумными существами на земле? Почему мы отказываем в обладании разумностью нашим, так называемым «меньшим братьям»?
Как ни странно, но я не смог привести себе ни одного логичного довода в подтверждение того, что какая-нибудь корова в поле или обезьяна на дереве не является разумным существом.
Конечно, если считать обязательным признаком разумности способность изготовления каких-то предметов для обеспечения своей жизнедеятельности, тогда конечно… Но с такой же «обоснованностью» и «логичностью» мы могли бы утверждать, что строительство – это возведение зданий только из красного кирпича, а возведение зданий из дерева, камня, бетона, стали – это что угодно, но не строительство…
Все же разум – это мыслительный процесс, а не процесс созидательный. Наше созидание – лишь реализация деятельности нашего разума, но не сама деятельность разума. А ни один ученый до сих пор не может четко и определено сказать как именно происходит мыслительная деятельность человека. И если мы совершенно не знаем как это происходит у нас, то почему мы считаем, что точно так же (а может и иначе) такая же деятельность не осуществляется в мозгу лошади или кита? Только потому, что они не играют в домино на скамеечке во дворе или не обсуждают с нами надлежащую длину юбок?
Я даже не беру во внимание какие-то данные о поведении лабораторных крыс в успешных прохождениях лабиринтов или необъяснимое какими-либо «условными рефлексами» поведение собак и других домашних животных… Я говорю просто о том, что мы отказываем в разумности животным, хотя сами не знаем как эта разумность (мыслительная деятельность) осуществляется, по типу – «я никогда не был в Америке, не видел ни одного живого американца, а значит Америки вовсе не существует».
Отказывая животным в разумности, мы вместе с этим, с такой же «обоснованностью», отказываем им и в существовании у них того, что называется душой (я не про религиозный, а про бытовой, общечеловеческий смысл этого слова) и в существовании у них сопутствующих душе качествах, чувствах…
Вспоминается такой эпизод из детсадовской жизни (почему-то уверен, что каждый был если не участником, то хотя бы свидетелем подобного диалога):
- Зачем ты сломал ветку?
- А что?
- Вот если тебе руку сломать, то тебе больно будет?
- Ну, больно.
- Вот и дереву тоже больно…
А может дети все же правы, в отличии от нас, многоопытных и «ученых» взрослых? Может в самом деле любая селедка в Атлантике или пингвин в Антарктике имеют свои мечты, свою жизненную философию, свое представление о добре и зле, свои чувства?...
Никого и ни к чему не призываю, и ни в чем не убеждаю (не призываю даже не сдавать меня в психиатричку
).Предлагаю просто пару-тройку минут самим подумать об этом и все… а потом можно и забыть, продолжив заниматься обычными делами…


